Сен-Мерри (Париж), Франция

Описание Сен-Мерри

Церковь Сен-Мерри (или Сен-Мерри)  (французский язык: Église Saint-Merri) — католическая церковь, расположенная недалеко от центра Жоржа-Помпиду на пересечении улиц Сен-Мартен и рю де ла Веррери (76) в 4-м округе Парижа.

Название Сен-Мерри произошло от аббата Сен-Медерика, который умер в 700 году, канонизировался, а затем переименован в Сен-Мерри по сокращению. Останки этого святого до сих пор покоятся в крипте церкви.

Построенный с 1500 по 1565 год, в середине периода Возрождения, он, тем не менее, выполнен в ярком готическом стиле.

С 1975 по 2021 год пастырский центр Сен-Мерри был символом левого католицизма. С сентября 2021 года приход оживляет община Сант-Эгидио.

 

История

Традиция
Предание гласит, что Медерик (Медерикус), аббат аббатства Сен-Мартен д'Отон, поселился отшельником в хижине рядом с стоявшей на этом месте молельней Сен-Пьер-де-Буа. Он умер 29 августа 700 года и был похоронен там, а часовня была преобразована в часовню под названием часовня Сен-Пьер-де-Буа или, проще говоря, часовня Сен-Пьер.

В 884 году епископ Парижа Гозлен эксгумировал и поместил в святыню останки Сен-Медерика, который впоследствии стал Сен-Мерри, теперь считающимся реликвиями. Именно в это время Сен-Медерик был выбран покровителем правого берега, а часовня получила название часовня Сен-Медерик или часовня Сен-Мерри.

Церковь девятого века
Культ святого аббата лежит в основе новой церкви Сен-Пьер-Сен-Мерри по инициативе королевского офицера Эда Ле Фоконье в 10 веке. Даже если точная дата постройки остается гипотетической, мы знаем, что Eudes Le Fauconnier действительно существовал, так как при реконструкции церкви в XVI веке на старом кладбище был обнаружен скелет воина в золотых кожаных сапогах, с надпись: «Hic jacet vir bonæ memoriæ Odo Falconarius fundator hujus ecclesiæ» (Здесь покоится добрая память об Одо Фальконариусе, основателе этой церкви).

Около 1010 года епископ Парижа Рено де Вандом подарил его капитулу Нотр-Дам. Став коллегиальным, его затем обслуживало сообщество из семи каноников из капитула. В 1200 году построенная на ее месте церковь была преобразована в приход под названием Сен-Мерри. Таким образом, она является одной из четырех «дочерей Нотр-Дама» и последней оставшейся на сегодняшний день. Но демографическое развитие районов Галлес и Бо-Бур требует нового строительства. Жан Бопер, один из судей Жанны д'Арк, в то время был приходским священником. Церковь также приветствовала итальянского писателя и поэта Боккаччо или даже святого Эдмона, будущего архиепископа Кентерберийского, обоих прихожан Сен-Мерри.

Церковь с 16 века до наших дней
Нынешнее здание было построено между 1500 и 1565 годами (неф между 1500 и 1515 годами, трансепт между 1525 и 1535 годами, хор между 1535 и 1565 годами).

В 1612 году колокольню подняли на один этаж.

18 век был эпохой перестройки церкви: решетка 1558 г. была разрушена в 1709 г .; архитектор Жермен Боффран построил на юге в 1743 году часовню Причастия; В 1759 году братьям Слодц было поручено реконструировать хор, стрельчатые арки которого были изогнуты и покрыты, как колонны, мрамором и лепным шпоном. Пол покрыт мраморной плиткой, обновлена ​​мебель и частично заменены витражи на белое стекло.

Закрытая в 1793 году в связи с революцией, церковь стала селитровой фабрикой. С 1797 по 1801 год теофилантропы сделали его «храмом торговли». Он был возвращен католическому богослужению в 1803 году. 6 вантоза XIII года (25 февраля 1805 г.) Папа Пий VII посетил церковь Сен-Мерри и совершил там Святые Тайны.

Между 1843 и 1849 годами великие мастера живописи украсили фресками капеллы амбулатории. В 1862 году церковь была внесена в список исторических памятников. В 1871 году пожар уничтожил третий этаж квадратной колокольни, что позволило этой колокольне восстановить свою первоначальную высоту (два этажа).

В октябре 2013 года Сен-Мерри был внесен в список памятников, находящихся под угрозой исчезновения Всемирного фонда памятников. Часть его украшений, отнесенных к историческим памятникам, находится под серьезной угрозой.

 

Архитектура

Церковь полностью выполнена в ярком готическом стиле, без каких-либо следов ренессансной архитектуры. Его план напоминает собор Нотр-Дам в Париже. Он также находился в ведении семи каноников собора и получил прозвище «Notre-Dame la petite». Церковь довольно однородна, хотя второй неф присутствует только с правой стороны нефа.

 

Фасады

Западный фасад в стиле яркой готики покрыт навесами, аркадами, навесами, фризами из листвы и фантастическими животными, особенно на косяках боковых крыльцов.

Слева от этого фасада была небольшая дверь, теперь замурованная, которая позволяла попасть по винтовой лестнице в дома, построенные на северном приделе церкви. Эти постройки были разрушены в 1950 году. Чуть выше находится стройная и узкая колокольня, на деревянном верху которой находится очень старый колокол 1311 года, который должен быть самым старым в Париже.

Арки вылеплены множеством статуэток (мучеников, ангелов) из особого материала: цемента Vassy. Эта часть скульптурного ансамбля была выполнена в середине XIX века архитектором Ипполитом Годдом по слепкам, снятым со статуэток южного портала собора Парижской Богоматери (портал Сент-Этьен) до его реставрации Виолле- ле-Дюк.
В центре этого фасада находится большое крыльцо, на косяках которого стоят статуи апостолов, созданные скульпторами Луи Депре и Жозефом Брюном в XIX веке взамен разрушенных во время революции.

На этом западном фасаде мастера-скульпторы 16 века поставили перед нашим взором странные фигуры, в частности богатый и удивительный бестиарий. С другой стороны, тот, что украшает замковый камень главного портала, датируется реставрацией, проведенной в 1841-1843 годах. Он представлял собой Бафомета, то есть для некоторых Дьявола, для других идола, возможно, почитаемого тамплиерами, чей главный дом находился очень близко к Сен-Мерри, или, наконец, просто окситанизацию Мухаммеда. Этот маленький дьявол, полумужчина-полуженщина с рогами и крыльями летучей мыши, напоминает публикации Элифаса Леви (урожденного Альфонса-Луи Констана, 1810–1875). Он принадлежит к оккультной иконографии 19 века, вдохновленной древними фигурами, найденными среди тамплиеров. Об этом необычном присутствии сообщает Клод Сеньоль в своем сборнике рассказов «Ночь в зале», Умберто Эко в своем романе «Маятник Фуко», а также авторы Эрик Джакометти и Жак Равенн в своем романе «Септим Тамплие». Как и весь главный фасад, он был восстановлен в ходе работ, проведенных в 2013-2014 годах.

Северный фланг церкви был очищен в 1950 году от прислонившихся к нему домов.

Южный фасад из-за корпусов, обращенных к церкви, не просматривается с улицы. Вид 1892 года, сделанный из окна соседнего здания, тем не менее позволяет нам увидеть верхние части. Точно так же не очень видна и апсида, скрытая постройками, примыкающими к церкви с востока.

 

Витраж

Окна высоких окон первых пролетов нефа датируются началом 16 века и воспроизводят справа жизнь святого Николая Мирского, святой Агнессы, святого Франциска Ассизского и Богородицы; слева - жизнь святой Мадлен, чудеса Христа, жизнь святого Иоанна Крестителя и святого Фомы.

Боковые окна хора также относятся к 16 веку и иллюстрируют слева «Историю патриарха Иосифа в Египте»; справа - Апостольство Святого Петра. Те, что в апсиде, с изображением Воскресения Христова в центре, были сделаны в 1866 году по карикатурам Клавдия Лаверня.

Три других витража 16-го века заключены в часовне слева от осевой часовни Богородицы и изображают Святого Мартина, разделяющего свою мантию с бедняком, Пьетой и Святым Элоем. Различные фрагменты, также из 16 века, были собраны в медальоны в 19 веке в центральной часовне Богородицы.

Витражи трансепта и хора на северной стороне приписываются Николя Борену. В 1997 году были внесены уточнения в датировку витражей, приписываемых Жану Шастеллену, на южной стороне, и Николя Пинегрье.

С 1733 года часть витражей нефа была разрушена и заменена белыми окнами, чтобы облегчить чтение во время работы. Между 1750 и 1754 годами были разрушены и окна амбулатории. Между 1847 и 1865 годами Проспер Лафай восстановил витражи апсиды и хора. Новые реставрации были предприняты в 1870 году.

 

Неф и боковые проходы

Неф с пятью пролетами и стрельчатым сводом был завершен в 1520 году. Пролеты с многоуровневыми аркадами поддерживаются большими колоннами с несколькими валами. Его особенностью является наличие только одного северного прохода и двух южных проходов.

Неф украшен фризом, проходящим под высокими окнами, где мы можем видеть четыре лежащие фигуры среди листвы и животных: слева Святой Мерри и Моисей, держащие Скрижали Закона, справа Святые Петр и Аарон.

Вход во второй правый проход нефа имеет деревянную ренессансную ограду часовни судей-консулов ​​XVI века.

 

Трансепт

Трансепт был завершен в 1526 году. Правая рука скреплена двумя винтами Сен-Жиля, замечательными произведениями стереотомии Соваля. Они напоминают работы Мартина Шамбижа у трансептов Санса, Бове и, возможно, Сен-Жерве.

 

Хор, часовни апсиды и амбулатория

Хор, завершенный в 1552 году, является работой мастера-каменщика Пьера Англара. Его длина практически такая же, как нефа.

 

Часовня причастия

Часовня причастия была построена в 1743 году Пьером-Луи Ришаром по планам Габриэля-Жермена Боффрана, который удалился до завершения строительства из-за разногласий с церковными старостами (он хотел поручить Пигалю заботу об украшении часовня, а старосты предпочитали братьев Слодц).

Эта часовня изначально была отделена от церкви, но Луи Ришар установил доступ между двумя зданиями в 1760 году. Эта часовня расположена на бывших братских могилах Пьера II Шамбижа 16 века.

Он состоит из трех квадратных пролетов, символизирующих реальный мир, освещенных тремя овальными фонарями, с аркадами, разделенными коринфскими пилястрами. Открытые купола символизируют небесный свод.

 

Колокольня

Квадратная колокольня, получившая третий этаж в 1612 году, восстановила свою первоначальную высоту (два этажа) после пожара 1871 года. Слева вы можете увидеть восьмиугольную башню, украшенную аркадами, увенчанную колокольней с самым старым колоколом в Париже (1331 г.).

 

Склеп

В крипте, построенной в 1515 году под пятой часовней слева от нефа, с 1884 года находится святыня с мощами святого Мерри. Квадратные в плане своды четырех пролетов опираются на массивную центральную колонну, капитель которой украшена виноградом и виноградом. Здесь также находится погребальная плита Гийома Ле Сюёра (умер в 1530 г.) и его жены Радегонде Буде (умерла в 1522 г.).

 

Пресвитерия

Построенный в 16 веке, пресвитерий Сен-Мерри был реконструирован в 1731 году Жаном-Франсуа Блонделем и сообщается с ответвлением южного трансепта. Его дверь окружена рифлеными пилястрами, которые поддерживают карниз, на котором покоятся два костра, окруженные гирляндами. Между ними открывается арочное окно, украшенное двумя херувимами, восседающими на архивольте.

 

Наследство

Мебель

Декоративные элементы нынешней церкви вдохновлены темами, почитаемыми после Тридентского собора и во время духовного обновления 17 века. Ценится прекрасное, рассматриваемое как один из путей движения к Творцу. Чтобы освободить место для этих новых литургических вкусов, старая мебель средневекового типа была эвакуирована. С этой точки зрения Сен-Мерри иллюстрирует преобразования многих парижских готических церквей, переосмысленных в стиле барокко и классицизма.

 

Произведения искусства

В церкви Сен-Мерри хранится важная коллекция картин и скульптур с 17 по 19 века:
Мраморная пьета, созданная Николя Лежандром около 1662 года для Сен-Николя-дю-Шардонне (в третьей часовне нефа, слева).
Поклонение Божественному Имени четырьмя святыми (на алтаре левого трансепта) работы Симона Вуэ, 1640 г. Четыре святых - Сен-Мерри, Сен-Пьер, Сен-Леонар де Ноблат и Сен-Фру.
Богородица с младенцем, известная как Голубая дева, холст, масло, Карл Ван Лоо, 1765 г. (хранится на правом алтаре у входа в хор).
Сен-Шарль Борроме работы Карла Ван Лоо, представленный в Салоне 1753 года, украденный в 1970 году и замененный картиной Менажео.
История Святой Марии египетской, фрески Теодора Шассерио 1843 года, первая монументальная работа художника (в третьей капелле хора слева, называемой капеллой Святой Марии египетской).
Легенда о Сене-Филомене Амори-Дюваля, около 1844 г. (в четвертой часовне).
«Благовещение и Пьета» Гиацинта Коллена де Вермонта, представленные в салоне 1740 года (осевая часовня, известная как часовня Богородицы). Эти две работы были подарены приходу после разграбления часовни причастия в 1722 году.
Богородицы Благовещения, 18 век (пятая часовня справа от хора).
Кающийся Сен-Пьер работы Жозефа-Мари Вьен, 1784 г. (правая рука алтаря).
Иисус и самаритянка работы Ноэля Куапеля, около 1683 г., из церкви Шартрё в Париже.
«Чудо воинства» Клемана Белля, работа, представленная в салоне 1759 года и напоминающая о осквернении святых воинств в Сен-Мерри 15 апреля 1723 года (левый трансепт).

Мы также можем упомянуть работы художников Пьера-Поля-Леона Глеза, Жака-Эмиля Лафона, Франсуа-Габриэля Леполя, Ипполита Холдфельда и Себастьяна-Мельхиора Корню в часовнях амбулатории.

В часовне причастия присутствует множество работ, в частности:
барельефы ангелов (ангел, держащий Книгу Закона, и ангел, держащий чашу) работы Поля-Амбруаза Слодца, 1758 г., вырезанные на стенах.
Ученики Эммауса Чарльза Койпеля, 1749 г. (над алтарем). Окруженная коринфскими пилястрами, эта работа вписывается в декор часовни. Куапель постарался скомпоновать свое полотно как театральную декорацию (занавес на переднем плане). В центре Христос, залитый светом.
Сен-Шарль Борроме причащает больных чумой, Гийом-Франсуа Кольсон, 1819 г.
Святой Златоуст, раздающий причастие, Луи-Александр Перон, 1819 г.
Пьета, медный барельеф 18 века (на скинии).
Четыре картины каталонского художника Антони Виладомата, рассказывающие о жизни святого Бруно, украшают амбразуры аркад.
Христос на кресте в окружении обожающих ангелов в хоре, мрамор работы Жюльена-Шарля Дюбуа (1806-1891), выставленный на Салоне 1857 года.

Украшения часовен на южной стороне амбулатории очень повреждены, в том числе работы Жака-Эмиля Лафона, Анри-Леопольда Леви, Пьера-Поля-Леона Глеза и Луи Мату. Дом Теодора Шассерио более или менее сносный, но дома Амори-Дюваля и Анри Лемана лежат в руинах.

Там же можно увидеть современную статую:
Христос в гневе, современная статуя (1985) работы Пьера де Гро.

 

Гробницы и погребальная мебель

Могила Поля-Эспри Фейдо де Бру (1682-1767), хранителя печатей Франции, находилась в семейной часовне Фейдо в апсиде. Он был разрушен во время революции, а примечательные элементы перевезены в 1794 году в Музей французских памятников. Медальон, сопровождавший его, находится в коллекции Музея истории Франции в Версале, а «плакальщица» хранится в Лувре. Работа Луи-Клода Вассе.

 

Органы

Орган большой галереи
Орган с пятью башнями был построен Франсуа де Эманом с 1647 по 1650 год. Корпус башни был изготовлен мастером-плотником Жерменом Пилоном в 1647 году. Два ангела, похожие на птиц, поддерживают большие боковые башни. Деревянная галерея 1755 года — работа Микеланджело Слодца. Он поддерживается четырьмя рифлеными деревянными колоннами и увенчан ионическими капителями. Фриз из тростника и колосьев, маска льва и два костра завершают скульптурное украшение.

Инструмент был увеличен Франсуа-Анри Клико в 1779 году, затем преобразован с 1855 по 1857 год Кавайе-Коллем и в 1947 году Виктором Гонсалесом.

Композиторы Николя Лебег и Жан-Франсуа Дандриё были прославленными владельцами великолепных органов, а также Шарль-Алексис Шове, Камиль Сен-Санс, Поль Вакс и Норбер Дюфурк.

Стефан Беши, клавесинист и органист, исполнитель международных концертов, является титульным органистом великого органа с 2004 года. Он делит эту платформу с Жаном-Марком Лебланом.

Список органистов
Лебрассер (1558–1560);
Лойс Крамуази (?-1583);
Жан Френо (?-1602);
Жан Барбье (?-1634);
Шарль Пилле (1634–1664);
Николя Лебег (1664–1702);
Анри Маьё (1669–1704);
Жан-Франсуа Дандриё (1704–1738);
Николя-Жиль Форкере (1738–1761);
Отец Тома Дюфур (1740-?);
Рене Друар дю Буссе (1756–1760)14;
Антуан Депре (1760–1804);
Николя-Филипп Депре (?-1807);
Жозеф Путо (1807–1818);
Жерве-Франсуа Куперен (1818–1826);
Ренье (Ренье) (1826–1832);
В. Е. Говин (1832–1853);
Камиль Сен-Санс (1853–1857);
Бенджамин Дарно (1858–1863)15;
Шарль-Алексис Шове (1866–1869)15;
Анри Фиссо (1869–1874)15;
Пол Вакс (1874–1896)15;
Эжен Лакруа (1896–1914)15;
Норбер Дюфурк (1923–1990);
Мишель Гайяр (1990–1998);
Пьер Астор (1998–2003 годы);
Жан-Марк Леблан (2002 г.);
Стефан Беши (с 2004 г. по настоящее время).

 

Другие

Деревянная кафедра датируется 1753 годом. Первоначально она была заказана мастеру-плотнику Пьеру-Алекси Эмону и скульптору Полю-Амбруазу Слодцу, который должен был изобразить фигуры язычества и ереси под танком и фигуры религии на деке, смерть этого в 1758 г. помешали ему осуществить реализацию. Его брат Мишель-Анж Слодц позаботился об декоре. Наконец, дека была украшена двумя пальмами от Hémon. Мишель-Анж Слодц особенно вылепил фигуру Религии, разрушенную во время Революции и замененную гипсовым ангелом.
Бывшая купель с гербами Людовика XII и Анны Бретонской.
Самый старый колокол в Париже, переплавленный в 1331 году, избежавший разрушения Революцией (укрыт небольшой колокольней, возвышающейся над левым порталом).
Над мраморным главным алтарем возвышается великое великолепие из позолоченного дерева 1753 года, украшенное головами херувимов. Он был украшен Карлом-Анри Леманном панелями на золотом фоне, изображающими апостолов, и головами ангелов, представляющими Радость и Печаль.
Статуи на фасаде, разрушенные во время революции, были заменены в 1842 году Бруном и Луи Депре.

 

Приходская жизнь

Бонавентура Муссино (en), каноник с 1712 года и казначей канонического капитула Сен-Мерри, поддерживал (с 1736 по 1748 год) переписку с Вольтером, доверенным лицом, доверенным лицом и другом которого он был. Эта переписка была опубликована в 1781 году. Аббат Муссино также является автором историко-критических воспоминаний о подземном городе, открытом у подножия Везувия, опубликованных в 1748 году (это город Геркуланум). Он умер в 177117 году. Антуан Лавуазье крестился там 26 августа 1743 года.

Жак Мериен был приходским священником с 2004 по 2013 год. 15 августа 2012 года, в праздник Успения, Жак Мериен, назначенный приходским священником прихода Сен-Мерри, отказался читать молитву архиепископа Парижского монсеньора Андре Вен-Труа: «Представим Богу, через заступничество Богородицы, наши молитвы (...) о детях и молодежи (...); что они перестают быть объектами желаний и конфликтов взрослых, чтобы в полной мере воспользоваться любовью отца и матери». По словам Мериенн, для однополых браков «это нужно будет делать постепенно».

С сентября 2016 по 2019 год приходским священником является отец Даниэль Дуйгу. Он также журналист (на телевидении с 1972 по 2008 год), писатель. Он также является психоаналитиком. С 2019 по 2021 год отец Александр Дени, который также является магом, был назначен приходским священником Сен-Мерри 1 сентября 2019 года.

В сентябре 2021 года община Сант-Эгидио берет на себя управление приходом.

 

Пастырский центр Сен-Мерри

С мая 1975 года община пастырского центра Сен-Мерри, ранее называвшегося «Пасторский центр Halles Beaubourg» (CPHB), активно участвовала в жизни прихода. Это сообщество было создано отцом Ксавье де Шалендар с согласия кардинала Марти, тогдашнего архиепископа Парижа, который передал ему миссионерское письмо. В пастырском центре Сен-Мерри регулярно проходят концерты и театрализованные представления. Он также организует выставки современного искусства через ассоциацию «Смотри и говори».

Пастырский центр Сен-Мерри был в авангарде социальной борьбы католической церкви по вопросам приема мигрантов, поддержки ЛГБТ-движения или повторного брака разведенных пар. В 1970-х он участвовал в создании Restos du Coeur. Он принимает в церкви группы иностранцев с неурегулированным положением вокруг ассоциации Reseau Christian Immigrants, поддерживает связь с ассоциацией Solidarités nouvelles face au безработицы, ассоциацией христиан-гомосексуалистов Давида и Джонатана. Он предлагает арендовать или финансировать жилье людям, находящимся в очень неустойчивом положении, и участвует в проектах развития в странах Юга.

28 апреля 2017 года во втором туре президентских выборов во Франции между Эммануэлем Макроном и Марин Ле Пен пастырский центр Сен-Мерри опубликовал пресс-релиз под названием: «Мы католики, и мы будем голосовать за Макрона». «Столкнувшись с серьезной опасностью, христианин не может хранить молчание. Он должен совершить», — продолжает текст. AFP комментирует: «Молитесь и голосуйте, таков порядок в Сен-Мерри. В этой церкви в 4-м округе Парижа священник [Даниэль Дуигу] открыто призывает свою паству избрать Эммануэля Макрона президентом республики «перед лицом опасности голосования Национального фронта». ".

После напряженности между Пастырским центром и последними священниками, которые сменяли друг друга в приходе Сен-Мерри и в свою очередь ушли в отставку, архиепископ Парижа монсеньор Мишель Опети объявил 1 марта о роспуске Пастырского центра.

Другие
Степень магистра Парижской академии вокала, созданной в 1993 году, дает публичные слушания каждую субботу во время учебного семестра в 17:45 (перед мессой в 18:30). Качество магистратуры, возглавляемой Иэном Симкоком, признано как на национальном, так и на международном уровне. Его репертуар исключительно широк, но при этом четко следует разным временам богослужебного года. Это сотрудничество закончилось в 2013 году.

 

Сен-Мерри в культуре

Писатель и искусствовед Йорис-Карл Гюисманс посвящает описанию церкви третью часть своего труда «Три церкви».
Церковь Сен-Мерри упоминается в стихотворении «Le Musicien de Saint-Merry» из сборника «Каллиграммы» Гийома Аполлинера:

Проходящие женщины останавливались возле него
Они пришли со всего
Когда вдруг зазвонили колокола Сен-Мерри
Музыкант перестал играть и пил из фонтана
Который находится на углу улицы Симон-ле-Фран.
Тогда Сен-Мерри замолчал.
Незнакомец снова заиграл на флейте.
И, возвращаясь по своим следам, пошел на улицу де ла Веррери.
[…]

Поэт-сюрреалист Робер Деснос в детстве жил напротив Сен-Мерри, на углу улиц Сен-Мартен и Рю де Ломбард. Он вызывает память об этом в «Исповедях ребенка века» (1926) и в «Тайне Авраама Юифа» (1929). Луи Арагон вспоминает Сен-Мерри в своей « Жалобе на Роберта ле Дьявола» , посвященной Десносу ( Les ​​Poètes , 1960), популяризированной благодаря адаптации, данной Жаном Ферра на его диске Ferrat chante Aragon :
Стоя на крыльце с рожком фри
Вот вы в плохую погоду возле Сен-Мерри
Глядя на мир с наглостью
От твоего взгляда, похожего на взгляд Амфитриты.

Церковь Сен-Мерри также упоминается Умберто Эко в его романе «Пендюль де Фуко», что указывает на необычное присутствие скульптуры, напоминающей Бафомета, расположенной на замковом камне главного портала.

Она также появляется в «Пантакле падшего ангела» Шарля-Гюстава Бурга (Bibliothèque Marabout - Fantastique, № 495, 1974), который пишет (стр. 51): Бафомет любопытным образом разместили на острие боеголовки центрального портала. Я знал, что церковь Сен-Мерри особенно дорога оккультистам. »

Церковь также использовалась в качестве декорации для съемок эпизода фильма Леоса Каракса «Святые моторы» (2012).